Словарь
Что такое офорт?
В искусстве гравюры наиболее сложной и непредсказуемой считается техника офорта. Его создание требует невероятного терпения, специальных материалов и сложного оборудования. Тончайшая гравировка иглой на поверхности металлической доски, непростой процесс травления рисунка кислотой и ручная печать, в нашу цифровую эпоху может кому-то показаться анахронизмом. Но стоит хотя бы один раз увидеть рождение еще влажного оттиска, наполненного живой вибрацией светотени, как сразу затихают ненужные споры. Офорт пережил шесть столетий и вовсе не собирается уступать свои позиции.
Графическая живопись
Главные достоинства офорта – легкость гравировки, достаточно высокий тираж и возможность передавать тонкие градации светотени.
По сравнению с резцовой гравюрой, где нужно с усилием прорезать линии и штрихи, в офорте всю эту работу выполняет азотная кислота.
Именно это новшество, открытое в начале 16 века, помогло граверам увеличить производительность и тираж печатной продукции. Металлическая форма из меди или цинка намного прочнее и выносливее деревянной, что позволяет получить до 500 оттисков. При этом регулируя процесс травления, можно создавать офорты с разной тональностью и, соответственно, с разным настроением.
Что касается богатства тональных нюансов, то эти качества офорта всегда привлекали внимание живописцев. Х.Рембрандт, Ф.Гойя, Э. Дега, К. Коро, К.Писсаро, Дж. Моранди, П.Пикассо, С.Дали, Т. Шевченко – вот лишь малый список великих имен, приложивших свою руку и сердце к искусству офорта.
Таинство рождения офорта
Художественная ценность офорта в значительной степени определяется его технологической стороной. Процесс создания эстампа состоит из нескольких этапов.
1.Подготовка металлической доски для офорта
Материалы:
- металл листовой (цинк или медь) толщиной от 1,5 до 3 мм,
- ножницы для металла,
- надфиль,
- скипидар,
- паста ГОИ,
- тонкая наждачная бумага,
- кожаный тампон.
Ножницами для металла отрезают пластину нужного размера. Ее края нужно заточить надфилем с лицевой стороны, чтобы не повредить бумагу при печати.

Готовим металлическую доску
Затем рабочую поверхность пластины тщательно шлифуют наждачной бумагой, а после этого полируют пастой ГОИ, нанесенной на кожаный тампон.
Завершается этап подготовки доски ее обезжириванием с помощью скипидара.
2. Грунтовка
Материалы:
- кислотоупорный (твердый) лак.
Доску нужно нагреть на плитке и аккуратно обработать ее поверхность кусочком лака. Существует множество самодельных рецептов его изготовления, но гораздо удобнее и надежнее воспользоваться готовым продуктом.

Подготовка металлической доски
Заключительная процедура – копчение рабочей поверхности пластины над открытым огнем (свеча, конфорка газовой плиты).
3. Нанесение рисунка
Материалы:
- офортные иглы разных диаметров,
- гладилки,
- шабер.
Перенесение рисунка на пластину можно сделать с помощью бумаги, заштрихованной очень мягким простым карандашом. Помещенная на доску тонированной стороной, бумага выполняет функцию копирки, поверх которой наносится изображение.

Нанесение рисунка
После этого приступают к гравировке специальными иглами. Неудачно нанесенные штрихи можно соскоблить шабером, а затем загладить специальной гладилкой.
Главное, следить, чтобы инструмент снимал лак, а не царапал металл
4. Травление
Материалы:
- пластиковый кювет,
- азотная кислота (HNO3).
Приступая к травлению, обратную сторону доски также покрывают кислотоупорным лаком.
В кювете готовят раствор из 1 части азотной кислоты и 4 частей воды, а затем опускают в него подготовленную пластину.

Травление рисунка
Травление можно сделать за один раз или в несколько этапов для получения нужных тональных градаций. Полезно предварительно сделать несколько проб травления, чтобы знать, какое время нужно выдержать доску в кислоте и каким получится тон штриха. Для примера, черный тон проявляется за 45 – 60 минут.
В завершение травления, пластину промывают проточной водой, высушивают мягкой тканью и протирают скипидаром.
5. Нанесение краски
Материалы:
- офортная краска,
- тампон из кожи.

Нанесение краски
Доску нагревают на плитке и затем с помощью тампона тщательно набивают краску во все штрихи, линии и углубления. После этого излишки краски вытираются, причем лучше всего это делать марлевым тампоном, а затем ребром руки.
6. Печать
Материалы:
- кювет,
- офортная бумага (эстампная),
- офортный станок.
Бумага для оттиска предварительно замачивается в воде на 30 мин, а затем слегка просушивается между двумя листами бумаги.

Машинка для офорта
Сначала на талер станка укладывают лист бумаги или картона, затем – доску, а сверху – увлажненную бумагу. Весь этот «пирог» следует покрыть тонкой мягкой тканью (фетром или сукном) и пропустить под валом станка.
Готовый оттиск наклеивают на планшет, чтобы после высыхания он был идеально ровным.
