Словарь
Что такое – соус для художников?
Соус для художников – это материал, выпускаемый в виде толстых палочек. Напоминает карандаш без оболочки или мелки. Выпускается в разнообразной палитре цветов. Они приглушенные, но глубже, нежели у пастели. Также обладают бархатистостью – идеальным качеством для создания портретов (отлично воссоздает текстуру кожи).
Материал обладает пластичностью. В его составе глина и мел, клей и краситель, оксиды железа, сажа и каолин. Благодаря такому составу, цвета соуса при нанесении будут иметь тот же цвет, что и палочка. Никакие посторонние оттенки не появятся, как например, при использовании угля, дающего рыжеватый блик.
Немного истории
Впервые информация о художественном соусе появилась в 18-19 веке. Первыми мастерами, которые начали его применять, стали русские художники: Саврасов, Крамской и др. Однако из-за сложности производства в те времена, материал не получил широкого распространения в мире.

Набор соуса для художников
Сегодня соус выпускается всеми известными производителями красок для живописи. Но так и остался считаться русским материалом.
Виды живописи соусом
Сухая кисть – это лучшее определение работы соусом. Используется для рисования в живописной и графической технике. Соус универсален. Может использоваться не только для сухого рисования, а и мокрого. Для второго варианта необходимо иметь значительный опыт.
Соус обладает структурой, обязывающей забыть о привычной для мастера технике писания. Это связано с составляющими материала.
Особенности работы с соусом в сухом виде
Для получения аккуратной работы, необходимо учесть такие моменты:
- Правильно выбрать бумагу. Соус после нанесения не будет осыпаться, если выбрать шероховатую основу. Предпочтительна бумага для пастели.
- Зафиксировать изображение. Даже при использовании фактурного картона, соус все же будет осыпаться. Чтобы этого не произошло, рекомендуется использовать специальные лаки или защищать картину стеклом.
- Определиться с инструментом. При рисовании сухим соусом нет надобности в кистях. Контуры и штрихи наносятся палочкой материала. Для создания полного изображения, переходят к использованию такого инструмента, как растушевка. Сначала наносятся мазки, а затем они просто растираются.

Особенности работы с соусом в сухом виде
Стоит помнить, что от силы нажима на палочку соуса будет зависеть интенсивность тона. Также картина станет темнее после фиксации лаком.
Техника работы с мокрым соусом
При всем своем сложном составе, соус легко разводится водой.
Для работы мокрым способом используют:
- Зернистую бумагу. Она отлично впитает краску и в дальнейшем не потребуется закреплять рисунок.
- Акварельные кисти. По своим характеристикам они лучше всего подойдут для разжиженного соуса.
- Небольшие емкости в количестве необходимых цветов. В каждую стружится палочка материала и размешивается. Из одного цвета соуса так получают огромную палитру оттенков.

Техника работы с мокрым соусом
Обладая жирной текстурой, соус в мокром виде тяжело растушевывать. Для этой цели используют ластик, но при неаккуратном нажиме можно оставить лоснящийся след. Поэтому мокрым способом рекомендуют работать профессионалам.
Совмещение мокрого и сухого способа
Глубина получаемого цвета, а также передаваемая текстура, максимально приближенная к реальным предметам, делает соус подходящим материалом для воплощения портретов и пейзажей.
Особенной реальности мастер может достигнуть при совмещении мокрого и сухого способа. В этом случае сначала картина пишется разведенным соусом, а затем штрихами углубляются контуры и расставляются акценты.
При совмещенной технике рекомендуется защитить готовую работу лаком. Либо же использовать раму со стеклом.
Видео (мастер-класс рисования соусом)
